22 июля — Панкратий Ягодник, Кирилл. Традиционно считается временем массового сбора целебной лесной ягоды — черники. О пользе ее наслышаны многие; народная медицина издавна применяет чернику как средство от болезней желудочно-кишечного тракта; известна и способность этой ягоды помогать при глазных болезнях, улучшать зрение.
Пришла пора пробовать первые огурцы. Напомню: по поверьям, самый первый огурчик следовало закопать на краю грядки — принести своеобразную «жертву», чтобы урожай зеленцов был отменным. А в некоторых местностях считалось, что первым огурцом обязательно надо кого-нибудь угостить.
23 июля — Антоний Громоносец, Рясочник. Если пришла гроза, непременно нужно послушать раскаты грома: «Глухой гром — к тихому дождю, гулкий — к затяжному ливню». Если вечерняя заря в этот день багряна — жди долгого ненастья, а золотистое небо на закате предвещает хорошую погоду.
Еще бытовало поверье, связанное с русалками: если на воде появилась ряска, считалось, что можно купаться без страха — речные девы заняты созданием новых нарядов (для которых они как раз и используют ряску). К людям в эту пору русалки благосклонны.
24 июля — Ефимья Стожарница, Ольга Страдница, сеногнойка. Крестьяне в эту пору обращались за покровительством к святой Ольге — молили небесную заступницу о хорошей погоде. Дожди и грозы, нередкие в конце июля, могли подпортить сено и помешать уборке зерновых, поэтому на селе спешили завершить сенокос, высушить и убрать сено, сжать спелые колосья.
Если созвездие Большой Медведицы (его называли Стожарами) на Ефимью сверкает ярко, то страда будет хорошей. А еще считалось, что сияние
Стожар сулит удачу охотникам на медведя.
25 июля — Прокл Плакальщик. Говорили: «На Прокла поле от росы промокло» — в эту пору начинаются обильные вечерние росы, которые называли «великими». Но не только количество их послужило тому причиной — знахари и целители собирали прокловы росы, полагая, что обладают они силой против дурного глаза. Целебна, по поверьям, и собранная на Прокла дождевая вода, а купание в росе на утренней или вечерней заре подарит здоровье и силу на целый год: «Утренняя роса — добрая слеза, ею лес умывается, с ночкой прощается».
Но для крестьянина та роса — не к добру: ее называли сеногнойной и спешили поскорее убрать высушенное сено. Смотрели на погоду: если в ночь будет сильная роса, а наутро придет туман — остаток лета будет сухим и жарким. А вот если ночью нет росы на травах даже в низине — быть ненастью.
26 июля — Гаврила и Степан Савваит. Говорили про этот день: «Кланяться матушке-ржи и святым приспело; золотом зерно отливает, со святого неба добрая сила слетает». Настала пора уборки ржи: «Степан Савваит ржице-матушке к земле кланяться велит».
Если на Гаврилу и Степана погода стоит сухая, то осень будет долгой, но теплой, и урожаем одарит сполна. А вот дожди грозят погубить урожай, поэтому крестьяне старались «отвести» непогоду, уговаривали: «Не иди, дождик, где косят — иди, где просят. Не иди, дождик, где жнут — иди, где ждут».
27 июля — Стефан, Пантелеймон. Дни уже идут на убыль, а солнышко, хоть и греет еще по-летнему, но чаще прячется за тучи. Примечают, что птичьи голоса в это время понемногу затихают, предвещая приближение осени. Если вечером громче обычного слышен «скрип» коростеля — будет хорошая погода, а вот громкое пение дроздов предвещает скорую грозу.
28 июля - Кирик и Улита, Кирики-мокродырики, Кириков день. Без дождя, говорят, не обойдется — по наблюдениям предков, Кирик всегда сырой, пасмурный, ливень может и на весь день зарядить. По поверью, в эту пору «морок балует» — тому, кто вышел в поле, может всякое разное привидеться, а потому считалось, что любую работу на земле следует ограничить, а то и вовсе не затевать: «Не жни на Кирика и Улиту — морок увидишь».
А ваши дни в эту пору чем примечательны? Наполняются ли ваши закрома новым урожаем? Радует ли погода июльской жарой или холодными дождями поливает, вопреки всем приметам?..