Середина августа — насыщенное время; говорили в народе: «В августе у мужика три заботы: и косить, и пахать, и сеять». А хозяюшки варенья варят, заготовки на зиму делают. Работы много — зима-то все ближе. Давайте вновь перелистаем народный календарь — узнаем, на что стоит внимание обратить, какие подсказки природы на заметку взять.
12 августа — Силин день, Силуян. По поверьям, вновь особую силу обретают целебные травы и коренья. На Силуяна начинают заготавливать корни лопуха. Это растение, от которого мы зачастую стремимся избавиться (сорняк ведь!), помогает от многих хворей, а потому у наших предков было в почете. Причем, полезен не только корень.
В Силин день собирали на сушку и листья лопуха. Считалось, что такой лист хорошо исцеляет ревматизм, если приложить его к больным суставам на Спасы (14 августа — Медовый Спас, 19 августа — Яблочный Спас и 29 августа — Хлебный (ореховый, холщовый) Спас). Даже колючки — репьи — шли в дело: разложенные в подвалах, они отпугивали мышей и крыс от припасов.
Еще на Силуяна заготавливали специальный осиновый веник для бани. Сушить и хранить его полагалось отдельно от прочих, поскольку и назначение у него особое — считалось, что такой веник помогает снимать различные порчи.
Добрый урожай ожидает того, кто в этот день посеет рожь и другие озимые культуры: «Засевки на Силу — к обильной озими». Заговаривали коров, чтобы никто не мог «увести» молоко. Кстати, по преданиям, обычное молоко на Силу обретает защитные свойства, отгоняет злых духов и всяческую нечисть — опившись его, «ведьмы обмирают».
Загадывали о будущем по гроздьям рябины: коли ягода уже покраснела, быть дождливым следующему лету; если рябины много — жди сырой осени и суровой зимы. Дождь и ветер в Силин день сулят затяжное ненастье.
13 августа — Евдокимов день. Почитался как «день репы» — из этого полезного овоща готовили множество разнообразных блюд, от кваса до пирогов с репой. И, конечно же, ели сочные корнеплоды свежими.
Считалось, что в Евдокимов день следует заговаривать борону — чтобы крепка была, чтобы зубья не ломались. Землепашец оказывал ей особый почет: борону старательно чистили, благодарили за помощь и убирали под навес.
14 августа — Медовый Спас (Спас на воде, Мокрый Спас), Маковей. Первые проводы уходящего лета. Первый Спас еще называли «мокрым», потому что в этот день, по обычаю, святили воду в колодцах, реках и озерах. Полезным считалось искупаться после водосвятия, купали и домашнюю скотину — последний раз в сезоне.
У крестьян существовал добрый обычай — на Маковея помогали вдовам и сиротам в поле с уборкой хлебов. Праздновали сбор урожая, в церкви освящали свежий мед, пекли медовые пряники, пироги с маком и блины (которые подавали на стол тоже с медом и маком).
Маковое зерно на Руси наделяли магической силой и считали сильным оберегом. Заговоренным или освященным в церкви маком посыпали вокруг дома и земельного надела — по поверьям, такую защиту никакая нечисть преодолеть не в силах. Самое время собирать и сушить на зиму ягоды черемухи.
Если на Маковея пошел дождь — пожаров не будет. Начинается отлет стрижей и ласточек, пчелы перестают носить в ульи медовую взятку, а пасечники выламывают соты: считается, коли в эту пору «пчельник не заломает сота, то соседние пчелы вытаскивают весь мед».
15 августа — Степан-сеновал, Степанов день. Степан известен как покровитель лошадей, поэтому с ними связаны многие обычаи и приметы этого дня. Бытовало поверье: если на Степана напоить коня из хозяйской шапки, лошади в этом доме всегда будут здоровы и сыты. В ведро с водой для лошадей бросали серебряную монету, передававшуюся в семье от отца к сыну (это называлось «поить через серебро»). Считалось, что такая вода убережет животных от дурного глаза. В некоторых местностях с той же целью вместо серебряной использовали воду, освященную в церкви.
На лугах снова травы подросли — их называют отавой. Говорили: «Отава — осеннее сено, летнее прибережет».
Другой интересный обряд этого дня — плетение «Степанова венка». 12 трав для него следовало собрать всей семьей, а потом заплести их. Готовый венок помещали в красном углу, рядом с иконами — по поверью, он служит для всех домочадцев оберегом от хворей и печалей. Если все же какая напасть приключилась, берут от Степанова венка веточку-другую, заваривают кипятком и добавляют полученный настой в воду для мытья пола или в бане — для ополаскивания. Свою силу такой оберег сохраняет до 10 апреля.
Степан — погодоуказатель: если в этот день погода стоит сухая, ясная, то еще шесть недель сухо будет. Если же дождь пошел — еще шесть недель сырой погоды впереди. Каков Степанов день — таким и сентябрь окажется.
16 августа — Исаакий Малинник, Антон Вихревей. Погода в эту пору нередко ветреная, и по ветру загадывали о грядущей зиме: если дует холодный — жди сильных морозов; если южный, мягкий и теплый — быть обильным снегопадам, а вот суровых холодов не ожидается. Считалось, что на Антона можно получить от ветра ответ на любой волнующий вопрос, а те, кто в этот день рожден, характером схожи с неугомонным, буйным вихрем.
Еще один день-погодоуказатель: Антон покажет, каким будет грядущий октябрь, а «каков Исаакий — таков и Никола зимний (19 декабря). Исаакия еще называли малинником — говорили, будто бы лучшая малина именно в эту пору поспевает.
А вот сено на Исаакия лучше не заготавливать: по поверьям, если запрет нарушить, да накормить такой травой скот, то он приплода не даст. Впрочем, на подобный случай существовал специальный заговор — от заговоренного и окропленного святой водой сена никакого вреда не будет.
17 августа — Авдотья-сеногнойка, Авдотьин день, Евдокия Огуречница, (Ягодница, Малиновка). Погода на Авдотью укажет, каким будет ноябрь. Нередко в эту пору бывает дождливо — моросит целыми днями, накрапывает мелкий и нудный дождик, который в народе прозвали сеногнойным.
Бытовало такое поверье: если в Авдотьин день отправиться на луг, где стога сена стоят, да хорошенько прислушаться, можно услышать, как вздыхает во сне дух соломы и сена, потревоженный дождем. Еще говорили: „Если на Авдотью гроза — сена будет за глаза".
Традиционно на Евдокию завершался сбор огурцов и лесной малины, а хозяйки варили варенье и устраивали посиделки за чаем с пирогами.
18 августа — Евстигней Житник, бессонник, луков день. Погода этого дня укажет, каким будет декабрь. Не Евстигнея убирали лук, и с этой поры считалось обязательным каждый день употреблять его в пищу сырым, с черным хлебом и солью, запивая квасом, — запасаться здоровьем на целый год. Луковые косы вешали в доме — это не только удобный способ хранения запасов, но и оберег „от заразы, морового поветрия и иных прилипчивых болезней".
По обычаю, в этот день заклинали жнивы, чтобы уберечь поля от нечистой силы. А еще проводили особый ритуал — делали „житную матку". Так называли 12 полных колосьев, найденных в поле на Евстигнея. Эти колоски следовало спрятать в укромное место, подальше от людских глаз, а коли приключится какая беда, можно трижды попросить у житной матки помощи — и проблемы отступят. Только больше трех раз беспокоить ее не следует, а по весне следует вновь унести на поле и оставить там.
Вот такая насыщенная неделя)) А у вас какие планы на ближайшие дни?
Листаем народный календарь: вторая неделя августа
Оцени публикацию: